суббота, 16 ноября 2013 г.

Анализ стихотворения А. А. Фета "Шёпот, робкое дыханье..."

        Анализ   стихотворения  А. А. Фета  "Шёпот, робкое дыханье..."

                                                  " Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже                                                      самой вещи, вызвавшей это впечатление".
                                                                                                         А. Фет

        Стихотворение "Шёпот, робкое дыханье..."  напечатано в 1850 году в журнале "Москвитянин". Любимыми темами поэта были любовь и природа. Именно об этом он пишет и в этом небольшом по объёму стихотворении. Но среди всех других  оно  самое необычное и нетрадиционное.
         Перед нами поэтическая миниатюра, написанная в стиле импрессионизма.
ИМПРЕССИОНИЗМ ( от фр.impression) - впечатление.  В литературе, в частности в поэзии, выступает в определённом наборе методов и приёмов создания литературных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.  ( ВИКИПЕДИЯ).





         В поэзии А. А. Фета импрессионизм проявляется в перечислении отдельных предметов, из которого получается изумительная поэтическая миниатюра, правдивый поэтический рассказ.
         Проанализировать стихотворение по вопросам:

1. Какое содержание заключается в столь малом по объёму строк стихотворении?
    Это стихотворение о любви, о романтическом свидании, о встрече и расставании.
2. Какой художественный приём лежит в основе стихотворения?
    Это параллелизм. Поэт изображает мир природы и мир человека.
3. Как показаны поэтом происходящие в мире природы изменения?
4. Как соответствуют этим изменениям в природе отношения влюблённых?
5. В чём заключается лексическое своеобразие стихотворения?
    Это полное отсутствие глаголов. Но надо отметить, что это не технический эксперимент, а особенность стихотворения А. Фета о "музыке любви".
6. В стихотворении нет глаголов, но есть ощущение движения, действия. Как это достигается поэтом?
   В стихотворении используются имена существительные, которые содержат в себе категорию глагольности. Например, "шёпот" - "шептать", "колыханье" - "колыхаться".
7. В чём своеобразие синтаксического  строя стихотворения?
   Оно построено на одних назывных предложениях. При этом все названные предметы существуют не сами по себе, а как обозначение чувств и состояний. Например, "робкое дыханье" - это нежность, влюблённость.
   Как писал А. А. Фет, "поэт сам не подымает окончательно завесы перед зрителем, предоставляя последнему глядеть сквозь дымку, как, например, перед изображением вчерашней наивной девушки, взглянувшей наконец в действительную жизнь с её высшими дарами".
8. Последние слова стихотворения "И заря, заря..."  Почему выделены?
    Выделены потому,  что "заря" в данном случае - высший гимн любви, её апофеоз.
9. Какова роль многоточия в конце стихотворения?
10. Использование каких художественных средств придаёт стихотворению плавность, выразительность и мелодичность?
    Это и эпитеты "волшебные изменения", "робкое дыханье". Метафора "заря, заря".
    Бессоюзие в первых двух строках, тройное употребление союза "И" в последней строфе снимает напряжение и вводит спокойную ноту, передающую состояние влюблённых.
Стихотворение А. А. Фета написано хореем.

                Обращение к анализу этого стихотворения поможет организовать с учащимися разговор о назначении искусства. Для этого нужно обратиться к статье Ф. М. Достоевского, написанной в 1861 году, "Г.- бов" и вопрос об искусстве". Там автор пишет: "Одна партия - партия защитников свободы и полной неподчинённости искусства - говорит, что "искусство служит само себе целью и в самой сущности своей должно находить себе оправдание"; другая провозглашает, что "искусство должно служить человеку прямой, непосредственной, практической и даже определённой обстоятельствами пользой". Так вот, при разрешении этого спора Достоевский обращается к творчеству А. А. Фета, а именно к его стихотворению "Шёпот сердца,.."  Достоевский создаёт ситуацию, когда стихотворение Фета  возникнет на самом видном месте в лиссабонской газете на другой день после страшного землетрясения. "....Лиссабонцы, мне кажется, ... тут же казнили бы всенародно, на площади, знаменитого поэта, и вовсе не за то, что он написал стихотворение без глагола, а потому, что ... показался слишком оскорбительным и небратским поступок поэта, воспевающего  такие забавные вещи в такую минуту их жизни.."  Но дальше Достоевский говорит так: "...положим, лиссабонцы и казнили своего любимого поэта, но ведь стихотворение, на которое они рассердились, могло быть великолепно по своему художественному совершенству. Мало того, поэта-то они б казнили, а через тридцать, через пятьдесят лет поставили бы ему на площади памятник за его удивительные стихи вообще, а вместе с тем и за "пурпур розы" в частности.
                 Конечно, искусство приносит  СВОЮ особую пользу: оно поддерживает в человеке врождённую потребность красоты, стремление к совершенству.  И в этом великое назначение лирики А. А, Фета.          



Комментариев нет:

Отправить комментарий